Много ли мы знаем о тех местах, где живем? К сожалению, время уносит в прошлое нашу историю. Но если вдруг однажды вы захотите краешком глаза увидеть ту уходящую прекрасную Россию в своем туманом платье с хрустальными озерами глаз, в которых отражается наше бескрайнее небо, с полями, и березовыми рощами в дымке первой изморози, вам сюда - в бывшее имение Карабановых, что в 15 км от Кашина в поселке Первомайском, когда-то селе Егорьевском.
Владельцем этого имения была семья помещиков Карабановых. О Федоре Леонтьевиче Карабанове известно, что родился он в 1738 году. 1773 году стал вице-губернатором Псковской губернии, в 1776 году становится Тверским вице-губернатором, а с 1785 по 1794 гг. был Тверским губернским предводителем дворянства. Состоял в браке с Анастасией Григорьевной Кисловской, являвшейся дальней родственницей светлейшего князя Г.А. Потемкина.
Из рода Карабановых наиболее известен сын Анастасии Григорьевны и Федора Леонтьевича премьер-майор Павел Федорович Карабанов. Он и стал последним владельцем имения в с. Егорьевское по линии Карабановых.
Родился Павел Федорович 25 октября 1767 года в Москве. Был известным коллекционером русских древностей, большим любителем и знатоком русской истории. В его коллекцию входили фамильные реликвии, произведения декоративно-прикладного искусства, монеты и медали, эстампы. Он умер 30 мая 1851 года и по его духовному завещанию имение с усадьбой в с. Егорьевское Кашинского уезда перешло родственникам, малолетним князьям Шаховским, с распоряжением об использовании процентов с капитала, получаемого от имения, на благотворительные цели.
Само имение состояло из Барской усадьбы в селе Егорьевское и соседних деревень. Центральное место в усадьбе занимал барский дом – большой двухэтажный особняк в стиле эпохи русского классицизма с двумя флигелями и хозяйственными постройками. Дом был выполнен из кирпича, богато украшен колоннами и лепниной. В народе его называли белым домом из-за белого цвета стен.
Имение было обнесено стеной, у центральных ворот находилась сторожка, а перед домом располагалась обширная зеленая зона. Была здесь и целая система парковых прудов и каналов, частично сохранившаяся до наших дней. Удивительно, но за столько лет пруды практически не заилились и не высохли. Был на территории усадьбы и собственный фруктовый сад, видимо отсюда осталась традиция уже при советском периоде - рядом с заводской конторой по обе стороны располагался огромный яблоневый сад, частично сохранившийся и до нашего времени. Был и регулярный парк с мощеными дорожками и кедровыми аллеями, кедры жили бы и сегодня, но были срублены во время войны на дрова. На высоком кургане слева от усадьбы располагалась летняя беседка. В подвале дома была устроена сыроварня. Сам дом стоял на высоком берегу Яхромы, отсюда открывался удивительный вид за реку на березовые рощи, которые можно увидеть и сейчас. Кроме приходской церкви во имя Страстной божьей матери у помещика имелся и свой храм, который впоследствии был разрушен.
После революции поместье за неимением единого хозяина стало приходить в запустение.
В советские годы со строительством льнокомбината особняк разделили на 20 квартир и превратили в коммунальное жилье. Но дом никак не хотел мириться с этим, много легенд окутывало это место, находиться внутри дома было неуютно, старожилы вспоминают, что со всеми жильцами происходили какие-то несчастные случаи, в советское и постсоветское время дом дважды горел, в итоге сейчас уцелевшими остались только стены.
Время и люди разрушили почти все, человеку незнакомому с историей этого места трудно различить здесь эхо былого величия, почти ничего не осталось. Вопреки всему выжил лишь дом и сегодня, словно древний призрак этой усадьбы он возвышается над родной землей и с немым укором смотрит на мир пустыми глазницами окон.
Вглядитесь в эту красоту, вашим проводником в этом путешествии был Евгений Копайсов.