Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в XXI век Россия шагнула в условиях продолжающейся войны с терроризмом как внутри страны, так и за ее пределами. Дающие всходы посеянные террористами семена страха, угрозы дестабилизации обстановки в регионах, обусловленные чередой террористических атак, потребовали от российского государства адекватных мер реагирования. И эффективный ответ на сохраняющиеся угрозы был дан путем формирования общегосударственной системы мер противодействия терроризму, концептуальные основы которой были заложены Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 и Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Существенным активатором антитеррористической деятельности в Российской Федерации стало принятие Концепции противодействия терроризму, которая определила основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в стране.
Результаты функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму в кратчайшие сроки показали, что российское государство способно отвечать ударом на удар и не остановится ни перед чем ради защиты интересов своих граждан и победы над террористами.
Российская Федерация уже доказала всему мировому сообществу, что она способна эффективно бороться как с внутренним, так и внешним терроризмом. Конечно, необходимо отметить, что эта борьба была не простой. Страна понесла потери и среди мирных жителей. В памяти останутся Северный Кавказ, Беслан, Дубровка, взрывы домов в Москве, в метро, наземном общественном транспорте, поездах железной дороги. За последние 20 лет преступные действия террористов унесли жизни около трех тысяч соотечественников.
Вместе с террористическими актами, направленными в основном против мирных граждан, сегодня российское государство столкнулось с новой угрозой в области противодействия терроризму – целенаправленной информационной войной, которую террористические организации ведут, не стесняясь в выборе средств. В этой войне речь не идет о грубом изменении окружающего мира. Война нацелена не на материю и плоть, а на то, что не имеет однозначно трактовки. Материалисты называют это разумом, идеалисты – душой. Возможность влезть в разум или души людей теперь ограничивается только количеством пользователей Интернета и средств массовой информации, а также владельцев мобильных телефонов. Показательным примером служит вербовка Варвары Карауловой, дело которой
Под прицелом террористов находятся сознание российских граждан, традиционные устои российского общества, идейные основы государственности и национальной безопасности. Любой информационный повод используется для оказания устрашающего и управляющего воздействия на органы власти, общественное мнение и настроение.
В этих условиях все большее значение для государства приобретает задача сохранения национальной идентичности, обеспечения защиты национальных интересов и ценностей личности, общества и государства, а также деятельность субъектов информационного противодействия терроризму, направленная на предотвращение либо минимизацию негативного информационного воздействия на граждан. «Без формирования у граждан стойкого неприятия философии насилия, без надежной защиты информационного пространства от ее проникновения наши силовые действия не дадут желаемого результата», – отметил в своем выступлении на совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба 9 декабря 2014 года председатель Национального антитеррористического комитета, Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации генерал армии А.В. Бортников.
В XXI веке «всемирная паутина» становится такой средой, в которой приверженцы радикальных движений, националистических взглядов продвигают искаженные представления, как об отдельных явлениях, так и о миропорядке в целом. Понятие экстремистская деятельность (экстремизм) содержит в себе следующие характеристики: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Экстремисты для привлечения сторонников, спонсоров, нагнетания страха на тех, против кого они выступают и других целей используют Интернет. Анонимность глобальной сети позволяет религиозным экстремистам, например, вдохновляемым террористической организацией «Аль-Каида», использовать Интернет для создания коммуникативных и организационных площадок: собственные сайты; сообщества в социальных сетях либо страницы виртуальных личностей, которые пишут в своих новостных лентах экстремистские тексты, размещают экстремистские видеозаписи; текстовые материалы, возбуждающие религиозную рознь, путем добавления в доступные документы социальной сети «ВКонтакте», анонимных хостингов для публикации, библиотек и торрентов; распространение инструкций по изготовлению оружия и взрывчатых веществ; сбор средств на экстремистскую деятельность: публикуются номера виртуальных кошельков и банковских счетов, куда следует перечислять средства на поддержку их деятельности. Известно, что посредством социальной сети «Facebook» и «ВКонтакте» представители экстремистских и террористических сообществ собирают деньги для организации акций, либо же на содержание боевиков или их жен. Иногда террористические сообщества продают атрибутику – футболки и другую одежду, флаги, иногда – специальную еду и мыло.
Задача государственной политики в антитеррористической деятельности не допустить в России распространение экстремизма, в том числе и посредством сети Интернет. К большому сожалению, это невозможно сделать силами только Национального антитеррористического комитета. Научно доказано, что психологическому воздействию поддаются неокрепшие детские и подростковые души, на которые и направлены в первую очередь усилия экстремистов. В сообщениях СМИ о террористических актах, произведенных с помощью поясов шахидов, фигурируют террористы-смертники в возрасте 18-25 лет.
Большую помощь в недопущение идей экстремизма в наши дома должна оказывать семья. Мы призываем родителей больше уделять внимания своим детям и их друзьям, общаться с ними, наблюдать, как меняется их мировоззрение, с кем они общаются, отвлекать их от пристрастия путешествовать во «всемирной паутине» своевременно «бить тревогу», не допуская возможности примерить на себя клеймо «родитель террориста».
Безопасность граждан зависит и от их внимательности и неравнодушности. Если не пройти мимо «забытых» сумок или пакетов, осуществлять контроль за доступом в места общего доступа в многоквартирных домах или общественных зданиях, внимательно относиться к звонкам от неизвестных абонентов, общаться с окружающими людьми, обращать внимание на изменение их идеологии и не принимать позицию «это не моя проблема», а поделиться этим с обществом, правоохранительными органами, только тогда мы не допустим проявления терроризма и экстремизма и сможем предотвратить преступные умыслы террористов.